Саранск будет энергогородом
Газета "Известия Мордовии" от 21.09.2011 (№142)
В Саранске реализуется беспрецедентный по своим масштабам проект «ЭнергоГород»! В общей сложности около двух тысяч многоквартирных домов будут подключены к автоматизированной системе коммерческого учета потребления энергоресурсов. Такая система способна автоматически в режиме реального времени собирать данные со всех приборов учета, как поквартирных, так и общедомовых. Кроме того, автоматика отслеживает и хранит в архиве показатели качества предоставляемых услуг и зафиксированные аварийные ситуации!
Многие российские города заинтересованы в таком контроле за потреблением воды, газа, тепла и электроэнергии, но не в одном даже самом крупном региональном центре пока в подобном проекте не участвует так много квартир, как в Саранске. Инициатором внедрения автоматизированной системы выступило руководство столицы Мордовии. В настоящий момент ведется монтаж системы, в то же время уже сейчас в тестовом режиме можно отследить показания общедомовых приборов учета десятков многоэтажек. Полностью АСКУПЭ внедрена пока в доме №19 по улице Веселовского, и его жильцы уже ощутили на себе происходящие перемены.
За низкую температуру горячей воды - перерасчет!
- Пойдемте, покажу вам все наши новшества, - по-хозяйски приглашает нас председатель домового комитета дома №19 по улице Веселовского Виктор Семенович Рыжаков.
В подвальном помещении дома установлен узел учета, он подключен к единому серверу, на который через GSM - адаптер стекается вся информация о полученных жильцами услугах. По системе можно отследить любые параметры, например, подачи тепла, обратки, расход ресурсов. Но для того, чтобы система работала в полную силу, необходимо все квартиры оснастить индивидуальными приборами учета газа, воды, электроэнергии и тепла.
Пока еще все новое мы воспринимаем с определенной настороженностью, но жители дома №19 по улице Веселовского решились на эксперимент, и каждый собственник установил в своей квартире счетчики. И надо сказать, не разочаровались!
- Например, теперь мы следим за тем, какой температуры поступает горячая вода, - говорит председатель домового комитета. - Что греха таить, норматив температуры горячей воды выдерживается не всегда. Вот посмотрите вместо 55 градусов подача горячей воды составляет всего 45, а то и ниже. И если еще год назад нам сложно было доказать, что услуга предоставлена некачественно, то теперь все подтверждено показаниями приборов, которые хранятся в архиве системы. Направил официальное письмо поставщику с претензиями.
В необходимости перехода на систему АСКУПЭ уверены и в домоуправлении.
- Пора выстраивать современные отношения с поставщиками, считает руководитель домоуправления №9 Виктор Наумченко. - Время, когда проблемы обозначали, что называется на пальцах – прошло, все претензии нужно оформлять юридически грамотно, на основе фактов, тогда и проблем меньше будет.
Еще раз отметим, что пока это единственный в Саранске дом, который полностью, включая поквартирные счетчики, подключен к автоматизированной системе коммерческого учета потребления энергоресурсов. В других многоэтажках либо отсутствуют индивидуальные приборы учета и на сервер пока поступают данные лишь общедомовых счетчиков, либо в доме еще ведется монтаж необходимого оборудования и они пока не подключены к системе.
Нечистых на руку отследит компьютер!
В Саранске создана центральная диспетчерская «ЭнергоГорода». Это современный центр, оснащенный по последнему слову техники, основными функциями которого на сегодняшний день является мониторинг аварийных ситуаций, качество поставки ресурсов, а также в будущем передача данных в Саранский расчетный центр для начисления платы за коммунальные услуги. При такой системе исключается человеческий фактор - становится меньше ошибок в расчетах и начислениях.
Для того, чтобы наглядно разъяснить, как работает система, возьмем все тот же дом №19 по улице Веселовского. В меню выбираем показания приборов учета электроэнергии: напротив каждой квартиры, причем с разбивкой на дневной и ночной тариф указано количество потребленной энергии за прошлый месяц. Кстати, здесь можно заметить, что многотарифные счетчики вещь вполне оправданная и все наши доводы о том, что «ночью я сплю и электроэнергию не трачу» можно сказать беспочвенны. Например, в одной из квартир показания дневного потребления за месяц составляют чуть более 50 киловатт, а в ночное время этот показатель близок к 26 киловаттам.
АСКУПЭ усложнит жизнь и нечистых на руку жильцов, система отслеживает сигналы каждого прибора и выдает информацию о том, что счетчик отключен или в квартире установлен «жучок». В этом случае умелого хозяина можно привлечь к ответственности.
Аварии отследят в режиме on-line!
В каждой управляющей компании установят специальную систему, с помощью которой, можно будет получать информацию с единого сервера по каждому дому, который она обслуживает. Доступ к данным по конкретной услуге будут иметь и поставщики в своих диспетчерских пунктах. Подобный обмен информацией в режиме реального времени позволит значительно ускорить выезд аварийных бригад на место ЧП и устранить неисправность.
Монтаж системы в Саранске планируется завершить в 2012 году. Но как скоро мы перейдем на современные отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве, зависит от нас. Ведь в идеале система будет работать только тогда, когда индивидуальные приборы учета придут в каждую квартиру. И когда учет количества услуг в ЖКХ станет привычным, на повестку дня выйдет вопрос качества. Так что решение многих коммунальных проблем в том числе и в наших руках!
За сгоревший холодильник заплатит поставщик!
С помощью системы диспетчер выводит на большой экран информацию в разрезе каждой управляющей компании и каждого дома, где это возможно технически. Глядя на монитор, даже в разрезе УК можно сразу определить аварийные ситуации: значки в виде лампочки, капель воды и батареи загораются характерным цветом для каждой ситуации. Если система работает исправно, то значок отображается зеленым цветом, если возникли определенные проблемы, появляется желтый цвет, о предаварийной и аварийной ситуации сигнализируют значки розового и красного цветов.
Заметив проблему, которую выдает система, можно посмотреть, в чем конкретно заключается неисправность. На момент нашего визита в диспетчерскую желтый цвет сигнализировал о некачественной поставке электроэнергии в дом №19 по улице Веселовского. Напряжение поставляемого ресурса в идеале составляет 220 вольт, при нормальной работе возможны отклонения на несколько единиц. Система же показала, что электроэнергия в дом подается при напряжении 237 вольт. Отклонения тоже не настолько значительны, но это уже ведет к быстрому износу, в том числе и нашего оборудования, например, бытовой техники. И счетчик «насчитает больше денег».
В будущем, когда система заработает в полную силу, мы, собственники, сможем выдвигать свои требования поставщикам, причем это можно будет подтвердить документально. Если в квартире сгорел, например, холодильник, вы можете запросить данные о качестве поставки электроэнергии на тот момент. Если система покажет, что напряжение было высоким, вы смело можете обращаться в суд, и ресурсоснабжающая компания должна будет оплатить понесенный ущерб.
Ирина МАЗИНА.
21.09.2011 №142 (24.585)